Кто же такие зомби — не живые, но и не мертвые существа, кото- рых часто встречают на Гаити? Действительно ли зомби — мертвое тело без разума и без души? Находится ли оно во власти колдунов, которые подчинили его себе, захватив душу?
Гаитяне верят в зомби, верят и боятся. Существуют ли они? Для доказательства этого приводится множество примеров, и практика вуду свидетельствует, что ходячие мертвецы — слуги дьявольских магов. И даже если создания, подобные зомби, найдены, действительно ли это ходячие мертвецы? Можно ли дать логическое объяснение их странному состоя- нию?
«Самое худшее — глаза. И это вовсе не мое воображение. Это на самом деле были глаза мертвеца, но не слепые, а горящие, расфокусиро- ванные, невидящие. Поэтому лицо было страшным. Настолько пустым, как будто за ним ничего нет. Не просто с отсутствием выражения, а с
отсутствием возможности выражать. К этому моменту я уже видел на Га- ити столько вещей, лежащих вне обычного человеческого опыта, что на мгновение полностью отключился и подумал, вернее почувствовал: «Ве- ликий Боже, может, вся эта чепуха — правда...»
Так Уильям Сибрук описывает свою встречу с созданием, самым зло- вещим среди всех порождений сверхъестественного. Сибрук столкнулся лицом к лицу с зомби — ходячим мертвецом. И в эту минуту он был готов поверить всему, что слышал о зомби с момента своего первого приезда на Гаити.
Участь зомби страшнее, чем удел вампиров или оборотней. Вампи- ры все же возвращаются к тем, кого любят. Их можно узнать и удержать. Оборотня можно ранить, и он примет человеческий облик. Но зомби — автомат без разума, обреченный жить в полусне. Зомби может двигаться, есть, слышать, даже говорить, но не помнит о своем прошлом, не знает о своем настоящем. Без проблеска узнавания он может взглянуть в глаза тех, кого любил, или пройти мимо собственного дома.
Ни призрак, ни живое существо — зомби помещены, может быть, навечно, в эту «пограничную зону между жизнью и смертью». И если вампиры — живые мертвецы, то зомби — ходячие мертвецы, тело без души и разума. С помощью колдовства им придали видимость жизни. Они — порождение колдунов, которые используют их как собственных рабов или сдают напрокат, чаще всего для работы на полях.
Гаити — родина этого явления и изобилует рассказами о людях, ко- торые умерли, были похоронены, а через некоторое время внезапно по- явились, став зомби. Одну из самых знаменитых историй, впервые опи- санную американской писательницей Зорой Херстон в 1938 году, до сих пор рассказывают на Гаити. Очаровательная молодая девушка по имени Мария умерла в 1909 году. Через пять лет после смерти, в столице Гаи- ти — Порт-0-Пренсе, в окне какого-то дома ее заметили бывшие школь- ные друзья. Владелец дома наотрез отказался давать какие бы то ни было объяснения, и отец Марии сам взялся за дело. Когда дом нашли, ни вла- дельца, ни девочки там уже не было. А тем временем по Порт-0-Пренсу поползли слухи, и чтобы успокоить общественное мнение, могилу девоч- ки разрыли. В гробу лежал скелет, слишком длинный для ребенка. Он был ловко наряжен в одежду, в которой похоронили Марию.
Говорили, что Марию выкопал колдун и превратил в зомби, а когда он умер, вдова отдала его девочку католическому священнику. После того, как ее видели школьные товарищи, говорили, что родителям удалось вы- везти ее с Гаити во Францию, переодев монахиней. И что позже там ее навещал брат.
Однако это не очень типично для историй про зомби, потому что самое печальное в них — то, что зомби никто не может помочь. Семья и ДРУЗЬЯ чаще всего не знают о случившемся, а если и знают, то слишком
напуганы, чтобы пытаться что-то делать. Зора Херстон приводит следую- щую историю, рассказанную матерью умершего мальчика. После погре- бения, посреди ночи, его друзья были разбужены испуганной женщиной и ее дочерью. Оказалось, что внезапно ночью сестра услышала на улице пение и шум. Затем она узнала голос брата. Ее плач разбудил весь дом, и, посмотрев в окно, домашние увидели зловещую процессию, бредущую вдоль улицы, и мальчика, похороненного накануне. Когда он, с трудом переставляя ноги, поравнялся с окном, все услышали его жалобный плач. «Но таков ужас, — пишет Зора Херстон, — внушаемый этими создания- ми, что даже мать и сестра не отважились выйти на улицу и попытаться его спасти». Процессия скрылась из виду. После этого сестра мальчика сошла с ума.
Но почему гаитяне так боятся зомби? И что будет с теми, кто попы- тается освободить своих умерших близких? Действительно ли зомби су- ществуют? Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо обратиться к прошлому Гаити и, главным образом, к верованиям и религиозной прак- тике вуду.
Вуду — уникальное сочетание верований африканцев, католиков ид даже некоторых американских индейцев, а также европейского оккуль-| тизма. Но самые глубоки корни — в Африке, и появление вуду совпада-| ет с приездом на Гаити большой партии африканских рабов. Этот ужас-| ный период в жизни человечества начался, когда Гаити владели испанцы в XVI веке, и переживал расцвет в XVII, когда остров Гаити перешел к Франции. Он стал одной из богатейших французских колоний, и, чтобы поддерживать этот статус, необходимы были рабы. Европейские работор- говцы уже обеспечили плантации Нового Света рабами с западного побе- режья Африки и были готовы удовлетворить растущие потребности фран- цузов. В тех редких случаях, когда у французских властей возникали юри- дические трудности в связи с работорговлей, они приводили тот довод, что это лучший способ обратить африканских язычников в христианство. Множество рабов стали прихожанами католической церкви. При этом они слегка изменили христианские доктрины, приспособив их к собственно- му темпераменту и нуждам, и смешали христианские церемонии со свои- ми религиозными ритуалами. Это сочетание сохранилось до сих пор. Даже сегодня, несмотря на неодобрение церкви, многие гаитяне исповедуют одновременно и католицизм и вуду.
На Гаити привозили рабов со всех концов Западной Африки, но боль- шинство принадлежало к племенам, говорящим на языке йоруба. Эти племена верили в одержимость духами. Разлученные с родиной и семья- ми, перевезенные в ужасных условиях в незнакомую страну, рабы тем не менее сохранили приверженность своим традициям. Они по-прежнему почитали магию и колдовство и помнили о богах и духах предков, кото- рым поклонялись в лесах Африки, что и составило основу для формиро-
вания вудуизма на Гаити. Новая религия объединила лишенный корней, страдающий народ. Поэтому французские власти ее быстро запретили. Тем самым они увеличили популярность вуду, а также ее зловещую мис- тическую составляющую.
Рабство было отличным бизнесом. К 1750 году на Гаити привозили 30 000 рабов ежегодно. Одно поколение сменялось другим, тоска и нос- тальгия по прошлому росли и готовили почву для восстания. Наконец в 1757 году остров Гаити попытался стать независимым. Восстанием фана- тичных беглых рабов руководил Макандал, но французы схватили его и казнили. Последующие мятежи ускорили провозглашение независимости Гаити в 1804 году. С уходом французских колонистов, носителей католи- ческой веры, религия вуду распространилась повсеместно.
Религия вуду имеет две стороны. Одна — вера и поклонение соб- ственным богам — как в классических религиозных конфессиях. Но есть и другая, мистически окрашенная — вуду черной магии, колдовства, веры в монстров, убийц и воскрешение мертвых. Важнейшей частью некото- рых церемоний является кровь, и в жертву приносят свиней, кур и пету- хов.
Церемонии вуду проходят в так называемых «tormelles» (беседках). Это может быть как жалкая хижина с грязным полом, так и современ- ное здание, но во всех случаях с площадкой для ритуального танца. Именно в танце участники переживают главный опыт вуду — одержи- мость духами. Танец, пение и барабанный бой создают обстановку, в которой исповедующий вуду и дух могут стать одним целым, и наступает момент, когда танцующие впадают в транс, который заканчивается по- терей сознания.
Танцующим может овладеть любой из множества богов и духов, боль- шинство из которых до сих пор носят африканские имена. В этот момент одержимый полностью уверен в том, что он действительно «стал» им, и перенимает его внешний вид, жесты и поведение. Так, одержимый древ- ним духом папы Легбы, охраняющий ворота в другие миры и являющийся божеством перекрестков, чей символ — костыль, на глазах заметно дрях- леет и начинает хромать. Окружающие, узнав духа, бегут на помощь с палками и костылями. Бог моря будет грести невидимыми веслами. Одер- жимый кокетливым женским божеством будет вести себя жеманно и вы- зывающе. Одна из традиционных богинь Дагомеи (Бенин) — Агасса, ве- ликолепное соединение женщины и пантеры, сохраняет свою власть и на Гаити, заставляя одержимых ею сгибать пальцы наподобие когтей. Злые ДУХИ могут вызвать у танцующего конвульсии. Одержимость продолжает- ся несколько часов, и в это время человек может безболезненно ходить по раскаленным углям, погружать кисти рук в кипящую воду, так же как в некоторых африканских племенах, в состоянии транса, люди могут ОТРУБАТЬ себе пальцы. Исследователь Патрик Лей Фермер, посетив Гаити, предложил еле- і дующее объяснение того, как может возникать одержимость, или предпо- лагаемое «воплощение» бога. В своей книге «Древо путешественника» изданной в 1950 году, он пишет: «Каждый житель Гаити с раннего детства приучается к моменту воплощения, и он знает, что это чудо произойдет в «tonnelle», где сам воздух пропитан тайнами, и барабанный бой почти физически воздействует на его мозг, и под воздействием барабанов, танца и божественного присутствия он погружается в состояние истерии и, как следствие, самогипноза».
С помощью электроэнцефалограмм было установлено, что челове- ческий мозг необычайно чувствителен к ритмическим воздействиям. Та- ким образом, изменяя высоту тона и ритм ритуальной церемонии, свя- щенник вуду — хунган — может увеличить степень внушаемости. Чтобы помочь войти в состояние одержимости, хунганы умеют использовать магические порошки и травы, но говорят, что в лихорадочной атмосфере церемонии вуду для этого может хватить даже такой обычной вещи, как перец.
Вудуисты считают, что боги не могут войти в тело, если душа еще там, и это — момент, инициирующий одержимость. Считается, что душа состоит из двух частей: Большого Доброго Ангела и Маленького Доброго Ангела. Первый — то, что мы могли бы назвать самосознанием. Он со- ставляет человеческие сущность и душу и делает человека тем, кто он есть.
Без Большого Ангела Маленький и тело теряют связь. Во время одер- жимости вытесняется Большой, и человек перестает быть собой, а стано- вится тем божеством, которое заняло его тело. Обычно одержимость про- ходит сама собой, и Большой Ангел вудуиста возвращается на свое место. Но иногда это может произойти только с помощью хунгана. После смер- ти нужно позаботиться о том, чтобы подобрать освобожденной от тела душе новое жилище. Душа, которая первое время проводит на дне реки, во время специальной церемонии вызывается хунганом и помещается в освященный ящичек, заменяющий физическое тело. Так она становится духом предка, он дает советы и оберегает свою семью.
Идея о душе лежит в основе многих суеверий вуду, включая и веру в зомби. В момент вытеснения душа может попасть в руки дьявола. Конеч- но, обладать телом без души, которую заместило божество, очень удоб- но, но им, с помощью дьявольских махинаций, может завладеть колдун
Колдуны вуду, или бокоры, — существа довольно жуткие, они об- щаются с мертвыми и для себя, или в интересах своих клиентов, практи- куют самое зловещее колдовство. Иногда хунган и бокор — одно и то же лицо: священник вуду, как и всякий другой, должен быть знаком с кол- довством, чтобы успешно с ним бороться. Сегодня хунган может нало- жить проклятие с помощью белой магии, а завтра воспользоваться закли-
наниями черной. Они могут вызвать как добрых духов, так и злых, напри- мер, Зандора, который превращает людей в змей или летучих мышей- вампиров. Вудуисты тем не менее придерживаются мнения, что настоя- щий хунган никогда не станет заниматься колдовством, и конечно же, существуют бокоры, которые никогда не были священниками вуду. Боко- ры возглавляют тайные общества, поклоняются дьяволу и собираются на кладбищах, где проводят церемонии зловещего культа мертвых.
Эти колдуны из кладбищенской земли и костей мертвецов изготов- ляют специальные порошки, чтобы «наслать мертвеца» на врага. Поро- шок, рассыпанный рядом с дверью жертвы или по пути ее следования, может привести к параличу, даже смерти, если в это время хунган не примет контрмеры. Другой метод борьбы заключается в том, чтобы на- рядить труп в одежду жертвы и спрятать в тайном месте, где он будет гнить, а несчастная жертва — сходить с ума в ее поисках. Как отмечают исследователи, если потенциальная жертва знает, что происходит, и верит в силу магии, то можно легко добиться требуемого результата.
Гаитяне рассказывают душераздирающие истории о том, как колду- ны используют трупы. Уильям Сибрук в своей книге «Таинственный ост- ров», написанной в 1936 году, приводит историю молодой женщины Ка- миллы Туссель и ее мужа Мэтью. В первую годовщину их свадьбы Тус- сель, вскоре после полуночи, позвал свою жену праздновать это событие. Он настоял, чтобы Камилла надела свадебное платье, и она, испугав- шись, послушалась. Они вошли в торжественно убранную, освещенную свечами, комнату. Кроме них было еще четверо гостей в вечерних костю- мах. Но никто не поздравил Камиллу. Туссель извинился за них, пообе- щав, что после застолья мужчины с ней потанцуют. Его голос показался Камилле напряженным и неестественным, и внезапно она увидела, как неподвижные пальцы одного из гостей неловко сжимают бокал, из кото- рого льется вино. Взяв свечу, Камилла вгляделась в лица гостей и обнару- жила, что находится в одной комнате с четырьмя трупами.
Женщина в панике бежала, но в дальнейшем так и не оправилась после этого кошмара. На следующий день ее друзья вернулись туда и об- наружили все так, как она описала, только не было ни безмолвных гос- тей, ни Тусселя. Потом говорили, что Туссель покинул остров.
Легенда или факт? Зловещие планы мужа-колдуна или разыгравшее- ся воображение жены? Гаитяне, рассказавшие Сибруку эту историю, счи- тали, что факт. Они знали еще много таких историй. Дети на Гаити растут Ч^еди рассказов о черной магии, привидениях и колдунах. Матери не раз- решают детям играть со своей тенью и говорят, что если те будут плохо себя вести, их унесет бокор, или тонтон-макут — бродячий колдун вуду. Последняя угроза стала реальностью, когда к власти на Гаити пришел Диктатор Франсуа Дювалье, поскольку его наемников прозвали тонтон- ^кутами.
Эта атмосфера страха и суеверий порождала веру в зомби. Веря в культ мертвых, не очень трудно поверить и в возможность черной магии заставить труп двигаться и исполнять чужую волю. Многие сказали бы, что именно такое намерение было у Тусселя относительно его гостей. Из всех ловушек, в которые неосторожный человек может попасть с помо- щью колдовства, самая страшная — зомби, поскольку даже наиболее ис- кушенному нелегко с этим справиться. В конце 1950-х годов Альфред Метро, автор книги «Вуду на Гаити», исследовал вопросы, связанные с зомби. Он пишет: «В Порт-0-Пренсе вообще немного даже среди обра- зованных людей таких, которые бы отчасти не верили этим зловещим историям».
Одна из таких зловещих историй, записанная Метро, — о молодой девушке, которая отклонила предложения могущественного хунгана. Тот удалился, бормоча угрозы. Довольно скоро девушка заболела и умерла. Так получилось, что гроб был слишком коротким, и чтобы разместить там девушку, ей пришлось согнуть шею. В это время свеча, стоявшая рядом с гробом, упала и опалила ей ногу. Спустя некоторое время люди потребовали посмотреть на девушку, по-видимому, живую. Ее узнавали по ожогу и по искривленной шее. Говорили, что ревнивый хунган превра- тил ее в зомби и использовал как служанку, но из-за повышенного инте- реса к этой истории был вынужден ее освободить.
Этим колдуном руководило желание отомстить — обычная причина для превращения в зомби не угодившего человека. Иногда, если есть под- ходящие трупы, их превращают в зомби, чтобы использовать просто как дешевую рабочую силу. В более редких случаях они — жертвы договора с дьявольскими силами, которые взимают плату в человеческих душах за оказываемые услуги. И если христиане говорят о продаже дьяволу соб- ственной души, последователи вуду продают души других. В обмен на власть, богатство или другие блага необходимо отдать души самых дорогих и близ- ких людей. Каждый год ужасная процедура повторяется, пока не останет- ся никого из близких, кого можно было бы предложить, и тогда приходит- ся отдавать собственную душу. А тело, как и тела всех остальных, стано- вится зомби.
Такой договор заключается через бокоров, и только они могут со- здать зомби. Как только стемнеет, колдун седлает лошадь и мчится к дому жертвы. Там, прижавшись губами к щели в двери, бокор «высасыва- ет» душу и помещает ее в закупоренную бутыль. Вскоре после этого жер- тва заболевает и умирает. После погребения, в полночь, бокор со своими помощниками приходит к могиле, раскапывает ее и произносит имя жер- твы. В ответ мертвец силится приподнять голову, поскольку бокор владе- ет его душой. Как только это случится, бокор, — на долю секунды, — достает бутыль с душой и сует под нос трупу. Теперь мертвец реанимиро- ван. Бокор вытаскивает его из могилы, связывает и для полного оживле-
ния бьет по голове. Затем он тщательно закапывает могилу, чтобы никто не догадался о происшедшем.
Вначале бокор и помощники проводят жертву мимо ее собственно- го дома. Говорят, после этого она никогда не сможет его узнать и попы- таться туда вернуться. Затем ее отводят в дом бокора или дворец вуду и дают специальный настой. Некоторые считают, что это экстракт из ядо- витых растений, таких как белладонна или датура (трава Джимсона). В колониальные времена рабы травили ими своих хозяев. Другие говорят, что он приготовлен из капель, капающих с носа мертвеца.
Есть другие способы поймать человеческую душу. Можно под по- душку умирающего положить сосуд с магическими предметами и трава- ми, в который «втянет» душу. Душу насекомого или небольшого живот- ного можно заместить человеческой. Ни в одном из случаев жертва не осознает, что происходит. Можно даже забрать душу уже непосредствен- но у мертвого. Но какой бы метод ни использовался, на краю могилы роль души остается все той же, и после приема магического наркотика дело, можно считать, сделано. Жертва становится зомби — ужасным, покорным ходячим мертвецом, готовым к исполнению желаний колдуна.
Чтобы колдун не мог достать труп и сделать из него зомби, прово- дится грандиозная работа. Семья, которая может себе это позволить, бе- тонирует могилу. Другие хоронят в собственном саду или на обочине до- роги с оживленным движением. Поскольку для целей бокора годится только свежий труп, родственники могут у могилы дежурить до тех пор, пока тело не начнет разлагаться. Иногда труп убивают еще раз, протыкая го- лову или вводя яд, иногда душат. Порой хоронят с ножом в руках, чтобы сам защищался. Часто в могиле тело кладут лицом вниз, а в рот покойни- ку набивают землю или зашивают губы, чтобы когда колдун произнесет его имя, тот не смог отозваться.
Если человек стал зомби, то спастись от вечного транса можно толь- ко попробовав соли (часто это символ белой магии). После этого зомби мгновенно осознают положение, понимают, что мертвы, и возвращаются навсегда в могилу.
В своей книге «Невидимые» британский антрополог Френсис Хак- сли приводит историю о зомби, которую ему рассказал католический священник. Этот зомби слонялся по собственной деревне и в конце кон- цов был отведен в полицейский участок. Но полицейские были слишком напуганы, чтобы что-либо делать, и просто оставили его на улице. Через несколько часов кто-то, набравшись смелости, дал зомби попить соле- ной воды, и тот пробормотал свое имя. Потом его узнала его тетя, кото- рая жила недалеко. По ее словам, он умер и был похоронен четыре года назад.
Позвали священника, и зомби открыл ему имя колдуна, который заставил его и еще нескольких зомби на него работать. Напуганные полицейские послали колдуну письмо, в котором предлагали забрать своего зомби назад. Но спустя два дня зомби по-настоящему умер — возможно, из-за сделанных разоблачений его убил сам колдун. Колдуна арестовали, но ни его жену, ни других зомби найти не удалось.
Во всех историях про зомби есть элемент недосказанности. Как буд- то пропущены какие-то важные факты. Но католические и протестантс- кие священники рассказывают истории, которым трудно не верить. О том, как они своими собственными глазами видели покойника, вели заупокой- ную службу, закрывали гроб крышкой и бросали землю на могилу, а че- рез несколько дней или недель встречали «бывшего клиента» с застыв- шим взором и отсутствием мимики. Невменяемого, но не мертвого.
Зора Херстон пишет, что иногда к миссионерам эти создания приво- дит изменивший вуду бокор или вдова колдуна, чтобы избавиться от них Херстон побывала на Гаити, ей довелось видеть, касаться и фотографиро- вать зомби. Она сфотографировала зомби Фелисию Феликс-Ментор, ко-
торая скончалась от внезапной болезни в 1907 году. В 1936-м ее нашли. Она бродила голой по дороге, недалеко от фермы ее брата. И брат и муж узнали в ней женщину, которую собственноручно похоронили 29 лет на- зад. Фелисия была в таком ужасном состоянии, что ее отправили в боль-| ницу, где через несколько недель ее и увидела Зора. «Это было чудовищ- но, — писала она потом. — Белое лицо с мертвыми глазами... Веки — абсолютно белые, как будто сожжены кислотой. Что можно было ей ска-" зать? И что получить в ответ? Оставалась только смотреть на нее. Но выносить долго это зрелище было невозможно».
Итак, зомби, или нечто подобное им, существуют. Но действитель- но ли они — ходячие мертвецы? Как можно мертвому телу придать види- мость жизни^ Монтегю Саммерс, знаток колдовства и черной магии, пи- сал: «Бесспорно, можно с помощью черной магии создать видимость «жиз- ни» мертвого тела — оно будет двигаться и говорить, но, по признанию самих колдунов, наложить заклятье надолго, без его периодического во- зобновления — подвиг, который под силу только самым бесчестным ма- гам, глубоко погрузившимся в адские пучины».
В случае с Фелисией Феликс-Ментор вряд ли даже самое адское . заклятие может выдержать 29 лет. Более правдоподобное объяснение зак- лючается в том, что так называемые зомби никогда не умирали. Неко- торые полагают, что зомби — просто двойник умершего человека. Но если это так, то почему же этот двойник всегда выглядит и двигается как зомби? Для зомби характерны отсутствующее выражение, устремлен- " ный вниз взгляд, бледное лицо и шаркающая походка. Они не понима- ют, когда к ним обращаются, и их собственная гнусавая речь почти все- гда бессмысленна. Чаще всего это просто гортанные звуки, напоминаю- щие хрюкание.
Почти всегда они имеют признаки умственной неполноценности, и возможно, многие из встреченных зомби — на самом деле просто слабо- умные, которых семья тщательно прячет, делая вид, что их давно нет в живых, пока внезапно они не встретятся кому-нибудь, может быть, мно- го лет спустя. Альфреду Метро под видом зомби показали «несчастного лунатика». Это была ненормальная девочка, убежавшая из дома, где ро- дители обычно держали ее под замком.
Исследователи Гаити отмечают, что с зомби обращаются не хуже, чем с умственно отсталыми; последних, чтобы добиться подчинения, обыч- но бьют. Когда Уильям Сибрук немного отошел от шока, вызванного зрелищем «горящих, расфокусированных и невидящих глаз», он тоже при- шел к выводу, что зомби, которых он видел, были «только несчастными сумасшедшими человеческими существами, идиотами, которых застави- ли работать в поле», а не полуожившими трупами.
Но как же быть со свидетелями, которые клянутся, что видели не- которых зомби мертвыми? Лгут ли они? И не все зомби идиоты изначаль- но. Некоторых друзья помнят здоровыми, умными людьми. Это довольно трудные вопросы.
Ответ на них можно получить из неожиданного источника — статьи 246 старого уголовного кодекса Гаити. «Также покушением, — написано там, — является использование веществ, с помощью которых субъект погружается в более или менее продолжительный летаргический сон, вне зависимости от цели применения вещества и последствий. Если же субъект похоронен в состоянии летаргического сна, то покушение становится предумышленным убийством».
Из этого следует, что зомби действительно может быть человеком, которого близкие похоронили и оплакали, а бокор, как и в легендах, из- влек из могилы. Но он был похоронен живым, погруженный в подобный смерти транс, из которого может никогда не выйти.
Известный на Гаити врач в своем интервью Уильяму Сибруку ска- зал, что по крайней мере некоторые из зомби, с которыми ему приходи- лось сталкиваться, были жертвами такого рода ошибок, умышленных или случайных. Зора Херстон обсуждала с докторами случай Фелиции Фе- ликс-Ментор. Она пишет: «Мы долго строили теории, объясняющие воз- никновение зомби. Это, конечно, не случай воскрешения из мертвых, а скорее всего они были погружены в состояние, очень близкое к смерти с помощью каких-то лекарств, — способ их изготовления, возможно, был вывезен из Африки и передавался из поколения в поколение... Они, оче- видно, разрушают ту часть мозга, которая управляет волей и речью. Жер- твы могут действовать и двигаться, но не способны сформулировать свою мысль. Двум врачам, сильно заинтересовавшимся этими средствами, так и не удалось узнать способ изготовления. Это тайна, и посвященные ско- рее умрут, чем расскажут».
Почти наверняка идея зомби пришла из Африки, где до сих пор рас сказываются легендарные истории о том, как колдуны воскрешают мерт вых. Однако настоящие зомби — специфика Гаити. Конечно, скептика могут говорить, что так называемые зомби — всего лишь лунатики илі люди, погруженные в состояние транса, но некоторые не вызывающи» сомнения случаи можно объяснить только на уровне магии. Сегодня вуд;
часто используют для привлечения туристов, и красочные представления с демонстрацией белой магии, одинаково радуют как туземцев, так и ино странцев. Френсис Хаксли рассказывал о судье, который видел, как хун ган извлек из могилы труп и его реанимировал. В могиле судья обнаружиі трубу, через которую с поверхности поступал воздух. На самом деле «трупі был ассистентом хунгана и мог свободно дышать в ожидании собственно го воскрешения.
Гаитяне, конечно, знают о подобных мистификациях. Но, к сожале нию, большинство из них продолжает верить в зомби, и страх пополнил их ряды у них просто в крови. Очень может быть, что зомби вовсе н< извлекают из могил, а с помощью специальных средств погружают в со стояние, близкое к смерти. Но кто скажет, что хуже? В любом случаї зомби — один из примеров ходячих мертвецов.